Неточные совпадения
— Воспитывают нас как мыслящие машинки и — не на фактах, а для искажения фактов. На
понятиях, но не на
логике, а на мистике
понятий и против
логики фактов.
Как он ни затрогивает ее ум, самолюбие, ту или другую сторону сердца — никак не может вывести ее из круга ранних, девических
понятий, теплых, домашних чувств,
логики преданий и преподанных бабушкой уроков.
Универсализм Гегеля, Маркса, Дюргейма, Шпанна и др., признающий примат общества над человеческой личностью, есть ложный универсализм и основан на
логике реализма
понятий, для которой общее реальнее индивидуального.
Все, они, большею частью люди нервные, действовали на нервы, поражали фантазию или сердце, мешали философские
понятия с произвольной символикой и не любили выходить на чистое поле
логики.
Христианство сначала понимало, что с тем
понятием о браке, которое оно развивало, с тем
понятием о бессмертии души, которое оно проповедовало, второй брак — вообще нелепость; но, делая постоянно уступки миру, церковь перехитрила и встретилась с неумолимой
логикой жизни — с простым детским сердцем, практически восставшим против благочестивой нелепости считать подругу отца — своей матерью.
А мы, с своей диалектической стороны, на подмогу Каину прибавили бы, что все
понятие о цели у Прудона совершенно непоследовательно. Телеология — это тоже теология; это — Февральская республика, то есть та же Июльская монархия, но без Людовика-Филиппа. Какая же разница между предопределенной целесообразностью и промыслом? [Сам Прудон сказал; «Rien ne ressemble plus à la préeditation, que la logique des faits» [Ничто не похоже так на преднамеренность, как
логика фактов (фр.). ] (Прим. А. И. Герцена.)]
Если, например, кто-нибудь на основании того, что мой галстук повязан не совсем изящно, решит, что я дурно воспитан, то такой судья рискует дать окружающим не совсем высокое
понятие о его
логике.
Известно, даже из начальных оснований
логики, что только посредством силлогизма можно составить
понятие о предмете; а силлогизм опять основывается на посылках, которых верность зависит от большей или меньшей правильности данных; для правильности же данных нужно знать предмет, к которому они относятся, и т. д.
Гегель забывает, что бытие
логики обозначает только чистое
понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение: «Бог есть всеобщее, может обосновать лишь логическое, а не реальное
понятие Бога» (Anm. 39. S. 419).].
Отсюда заключает Гегель, что и «самое скудное определение непосредственного знания религии… не стоит вне области мышления… принадлежит мысли» (70) [В прим. 39 (стр. 419) А. Древе справедливо замечает: «Гегель забывает здесь, что бытие
логики обозначает только чистое
понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение...
Таким исходным элементом для Когена является
понятие бесконечно малого.] (по выражению «
Логики» Когена); однако коренная разница с Эккегартом в этом пункте, определяющая и ряд последующих различий, у Беме будет в том, что у него мир возникает не параллельно с Богом, как Его необходимый коррелат, но в силу диалектики самого Бога или развития Его природы.
В этом реальном единстве и идейной обоснованности всего существующего заключается источник значимости общих
понятий, причем их ценность прагматически оправдывается, оказываясь в некотором, хотя бы только косвенном соотношении с действительностью:
логика оказывается технична, а техника логична, в чем и заключается основа возможности науки и ее технического приложения, иначе говоря, хозяйственная природа науки.